Сложно представить учителя, ученика, родителя, социального педагога, психолога, директора, который не сталкивался с трудностью преодоления конфликтных ситуаций в школьной среде. Дети, часто являются участниками межличностных конфликтов в классе, школе, встречаются с таким явлением, как буллинг, вступают в прения с учителями.
В свою очередь, педагогам необходимо за 40-45 минут урока выдать не только учебный материал, но и не упустить внимание детей, контролировать дисциплину, реагировать на разногласия и стычки между учениками, как во время урока, так и после.
Родители всегда обеспокоены рядом вопросов. Среди них: организация учебного процесса, эффективность его усвоения, психологически комфортная атмосфера в классе, школе, комфортное пребывание ребенка в учебном заведение, его безопасность.
В конфликтных ситуациях мамы, папы задают вопрос:
«Кто может защитить моего ребенка пока он в школе без меня?»
Безусловно, вся ответственность за то, что происходит в школе ложится на директора.
Вопросы безопасности, в самом широком смысле этого слова, воспитания берут на себя заведующие по воспитательной работе, социальные педагоги, школьные психологи.
Но довольно часто, зарождающиеся конфликты скрыты от глаз взрослых и приходится работать уже с последствиями.
Так, предвестники буллинга, часто не намеренно игнорируются учителями, их легко спутать с обычной перепалкой. Учителя, директор, социальные педагоги, школьные психологи, и так далее не всегда могут уловить тот момент, когда именно началась конфронтация, отследить ее длительность, частоту «перепалок».
Первыми свидетелями зарождения буллинга в классе, становятся сами дети.
Как остановить этот процесс? Что делать, если дети стали свидетелем такого явления, и они осознают, что дальше будет еще хуже, страшнее, к кому обратиться, чтобы не усугубить свое положение, не обернуть агрессию против себя? На эти и многие другие вопросы нам дает ответ медиация.
Обучение учеников медиативным техникам, обретение ими навыка разрешения конфликтных ситуаций между сверстниками, позволяет предупредить развитие такого социального явления, как буллинг.
Учреждение школьных служб медиации, их системная работа, позволит не только повысить эффективность преодоления конфликтов между учениками, но и выстроить взаимоотношения родитель -учитель.
Для эффективности учебного процесса, родитель и учитель, должны стоять на позициях сотрудничества и кооперативного преодоления трудностей. Конфронтация этих участников (родитель-учитель) отягощает работу с конфликтной ситуацией.
Немаловажным, является со стороны учителя (классного руководителя) провести работу над сплочением класса, трансляция таких ценностей, как взаимное уважение друг к другу, толерантность, гуманность.
Дети в школе, должны эффективно усвоить не только учебный материал, но и научиться преодолевать сложные, противоречивые ситуации без применения силы. Умение аргументировать свою позицию не поддаваться манипуляциям преследующих цель деструкции, разрешать конфликты и споры мирным путем через переговоры и сотрудничество. Такие навыки позволят взрослеющему человеку наиболее успешно пройти процесс социализации.
Школьные службы медиации зарекомендовали себя в различных регионах Российской Федерации.
Первые школьные службы примирения (медиации) в России были созданы центром «Судебно-правовая реформа» более 15 лет назад. Их задачей было показать, что программы примирения в школе (в том числе проводимые школьниками) в России возможны. Первая программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 г., за ней последовали другие.
По результатам работы в 2002 г. в Москве прошла первая конференция школьных служб примирения [1].
В настоящее время кроме Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации (председатель Рустем Максудов) в регионах работают:
Ассоциация кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы (председатель Антон Коновалов);
Волгоградское региональное отделение Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации (председатель Ирина Маловичко);
Ассоциация медиаторов Пермского края (председатель Анна Хавкина);
Региональная ассоциация медиаторов Новосибирска (председатель Татьяна Стукачева); Ассоциация детских служб примирения Самарской области (председатель Татьяна Прянишникова);
Тюменская региональная ассоциация восстановительного правосудия (председатель Ольга Селиванова);
Ассоциация кураторов служб примирения и медиаторов Чувашии (председатель Евгения Осипова);
Ассоциация медиаторов Кировской области (председатель Елена Клабукова);
Вологодская региональная ассоциация восстановительной медиации (председатель Анастасия Шемякина);
Красноярское сообщество ювенальных технологов (председатель Наталья Никитина);
Ростовская ассоциация медиаторов;
Ассоциация медиаторов Татарстана [1].
С внедрением данных служб в образовательные учреждения, стали возникать и сложности. Основная причина — это уровень конфликтологической культуры, не готовность принятия альтернативных мер, по работе с конфликтными ситуациями. Отдается предпочтение привычному директивному реагированию.
На преодоление стереотипного подхода, привычного и удобного, уйдет еще немало времени. Системное информирование со стороны авторитетных источников (органов власти) о том, что такое медиация, ее возможности в рамках процесса обучения, значение школьных служб медиации в школьном пространстве, является необходимым условием становления данного направления.
Эффективность медиативного способа реагирования на споры и конфликты, а также трудные жизненные ситуации, не вызывает сомнения у тех людей, кто работал с данной методикой или был вовлечен в процесс. К изучению медиативных техник, ученики проявляют большой интерес.
Так, с 2018 года в Алтайском крае, г. Барнаул независимой службой по работе с конфликтами в школьной среде велась работа с классами, находящимися в конфликте МБОУ Гимназия №85. Результаты деятельности были признаны эффективными в преодолении череды межличностных конфликтов внутри класса, прекращения такого явления, как буллинг, восстановлены отношения участников данного процесса.
На сегодняшний день, ребятами происходит освоение медиативных техник, которые позволяют им разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, выстраивать диалоги с учителями, извещать о своих потребностях, сомнениях с сохранением отношений.
Хочется надеяться, что школьные службы медиации, вскоре, станут обыденностью и неотъемлемой частью школьного пространства, что позволит не только снизить общий уровень конфликтности в сфере образования, заложить основы профилактики делинквентного поведения, криминализации подростков, а также повысить общий уровень культуры построения социальных взаимоотношений в обществе.
Литература: